Блог

СКАНДИНАВСКИЙ ДИЗАЙН: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

СКАНДИНАВСКИЙ ДИЗАЙН: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ


О «скандинавском дизайне» или «скандинавском стиле», пожалуй, не слышали только ленивые (если вы один из них, то эта статья для вас). На сегодняшний день это один из самых популярных и востребованных стилей в мире: причём не только как вариант оформления интерьера, но и как философии жизни.


Понятие «скандинавский дизайн» объединяет в себе стилистические особенности декоративно-прикладного искусства и предметов интерьера стран Северной Европы. Своим происхождением этот стиль обязан сразу двум глобальным процессам, протекающим параллельно на границе XIX – XX веков.


Во-первых, в это время возник и получил всеобщее распространение один из последних общеевропейских стилей искусства — модерн или ар-нуво. Во - вторых, почти весь европейский регион захватило движение по обретению суверенитета отдельными странами и народами, находившимися в составе или под управлением других стран и империй. Подробнее о зарождении Скандинавского стиля мы рассказывали здесь.



Середина XX века: расцвет и угасание

Следующим этапом развития стиля, о котором мы расскажем, условно можно назвать период с 1940–1950-х до начала 1970-х годов. В это время предметы скандинавского дизайна стали поступать в массовое производство, а художники, дизайнеры и архитекторы региона начали создавать большинство культовых предметов интерьера и декора, известных и по сей день. Позже они не только завоюют множество наград, но и принесут стилю и философии скандинавской жизни международное признание.

 

Пионером массового скандинавского дизайна справедливо называют выдающегося финского архитектора и художника Алвара Аалто, открывшего в 1935 году фабрику Artek для производства мебели по собственным эскизам.

 

Фабрика работает и сегодня, выпуская множество моделей, включая несколько культовых предметов, изобретённых Аалто в первой половине XX века. Среди них кресло Paimio Chair и круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой берёзы, созданный им для проекта интерьера библиотеки в Выборге и особенно популярный сегодня в версии IKEA — с четырьмя ножками вместо трёх. Кстати, первый магазин фабрики IKEA был открыт в Швеции в 1958 году.


Кресло Paimio Chair.jpg

Стул №60.jpg

Одной из первых компаний, запустившей массовое производство доступной мебели для интерьера среднего класса стал кооператив FDB, открывшийся в Дании в 1942 году под руководством дизайнера Бёрге Могенсен. За время работы фабрики специально для неё было разработали более 500 моделей одних только кресел.

 

В массовое производство запускались не только минималистичные, вдохновлённые сельским бытом, но и новаторские модели. Например, знаменитый стул «Муравей», созданный Арне Якобсеном в 1952 году и уже ставший мировой классикой. Он был разработан для столовой фармацевтической компании «Ново Нордиск», а затем стал одним из первых стульев, запущенных в массовое производство. Своё название он получил из-за сходства очертания с головой муравья.


Стул Муравей.jpg

В конце 50-х Якобсон продолжил свои эксперименты с возможностями пластики объединённых форм, результатами которых стали, например, модели кресел «Лебедь» и «Яйцо».


Кресло Лебедь.jpg

Кресло Яйцо.jpg

В 1964 году, вдохновившись полётами человека в космос, а также возможностями использования пластика и литых форм, дизайнер Ээро Аарнио создал полимерное кресло «Мяч». В 1968 году оно трансформировалось в знаменитое кресло «Пузырь», выполненное из прозрачного полимера.


Кресло Пузырь.jpg

Таким образом, скандинавский интерьер второй половины XX века утратил некоторые фольклорные черты, заменив их футуристичными предметами, выполненными с применением новейших материалов и технологий. Неизменным осталось главное: акцент на чистоте линий и силуэтов, стремление к минимализму, внимание к деталям интерьера и декору, ориентир на ощущение гармонии и уюта.


Вероятно, именно поэтому во время расцвета поп-арта в конце 1960-х на первый план на международной арене вышел более яркий и эмоционально насыщенный итальянский авангардный дизайн, а популярность скандинавской эстетики вновь сократилась до пределов региона.

 

В конце 60-х Nordic уступил место на мировой арене итальянскому авангарду. После этого о скандинавской эстетике за пределами Северной Европы вспомнили лишь 20 лет спустя во время тематической выставки в Германии.

 

Как видите, на своём пути от локального направления к общемировой философии скандинавский стиль прошёл много непростых этапов. А о том, что происходит со скандинавским стилем в наши дни, мы рассказали здесь.