На рубеже XIX и XX столетий в Европе зародилось и начало активно развиваться новое направление в искусстве — ар-нуво или, по-другому, модерн. Модерн изначально был интернациональным стилем, но достиг наибольшего успеха и разветвления на отдельные стилевые течения именно на севере.
В Северной Европе в это время активно работали создатели местных, кустарных промыслов. Именно на основе фольклорной традиции северные модернисты смогли создать абсолютно новый стиль, который сегодня мы и называем «скандинавским».
Начало XX века для стран Скандинавии (Норвегии, с XIV века находившейся под управлением Швеции и Дании; Финляндии, являющейся частью Российской империи) стало временем обретения суверенитета. Растущее самосознание стало причиной обновлённого интереса к теме национального своеобразия. Для обретших независимость или потерявших часть влияния стран было особенно важно подчеркнуть свою самобытность с помощью оригинальной культуры. И первым удобным способом стали крупные международные выставки, проводившиеся в 1900–1910-х годах.
Высший и средний класс, главные потребители изобразительного искусства, «на окраинах» зон влияния культурных и политических центров Европы того времени: Франции, Голландии, Австро-Венгрии — предпочитали видеть вокруг себя произведения, созданные по образу и подобию лучших образцов искусства этих государств. Соответственно, в моде долгое время были характерные для Западной Европы экстравертивные, рассчитанные на оценку публики и подчёркивание статуса владельца интерьеры и произведения изобразительного искусства.
В то же время неудивительно, что страны, долгое время находившиеся под протекторатом других культур, демонстрировали своеобразие не при помощи изобразительного, развивавшегося больше в духе метрополии, а с помощью декоративного искусства. Норвегия, например, традиционно была представлена красочными тканями, резной мебелью, витринами и посудой.
Параллельно с ориентированным на зону идеализации искусством в Европе работали создатели местных, кустарных промыслов, в которых была сильна фольклорная составляющая. Именно она впоследствии стала одним из источников вдохновения северного направления стиля модерн.
Несмотря на то, что модерн изначально был интернациональным, общеевропейским стилем, наибольшего успеха и дальнейшего развития в отдельные стилевые течения он достиг на севере — в Финляндии и Норвегии. Творческие поиски этих стран во многом определили основные особенности скандинавского искусства в XX и XXI веке. Знаменитым скандинавским модернистам мы посвятили отдельный материал.
Модерн признал за народным искусством севера собственные художественные достоинства — оно больше не могло рассматриваться отдельно от прочих видов искусства. Отталкиваясь от народной традиции, мастера смогли создать совершенно новый и самобытный «высокий вариант» регионального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Его стилистические особенности и стали исходной точкой для развития уникального стиля, который сегодня мы определяем как «скандинавский».
Патриотические тенденции, которые сильнее всего проявлялись в боровшихся за независимость регионах, способствовали обращению к истокам. Наиболее популярными темами стали народная жизнь (и нарочитая стилизация под неё: упрощение форм, использование природных материалов), саги, мифы и родные пейзажи.
Под влиянием «скандинавского модерна» в начале XX века на севере изменился облик идеального жилого интерьера. Главной переменой по сравнению с типичным интерьером прошлого: строгим, стремящимся поразить величественностью обстановки — стало стремление к простой, акцентированной на удобстве хозяина жизни.
Поскольку главным источником вдохновения для северных художников было сельское жильё, в городских интерьерах начал появляться тканый текстиль в виде гобеленов и ковров-дорожек, распространился тренд на минимальное количество максимально функциональной мебели, стали использовать некрашеную, либо крашенную натуральной краской древесину.
Скандинавский интерьер стал отражением новой концепции жизни: более свободной, простой, не стесняющейся своих национальных корней, главная цель которой — достижение спокойного счастья и уюта.
Одним из самых влиятельных деятелей культуры Норвегии, буквально изменившим само представление об искусстве не только своей родной страны, но и всего мира, стал Эдвард Мунк. Его работы, принёсшие в Скандинавию дух общеевропейского декаданса и символизма, были вместе с тем наполнены исключительно северной атмосферой.
Неслучайно одним из главных элементов своего творчества сам художник считал норвежский пейзаж. Он трактовал его символически: Средство, но не цель — это природа. Если достижение цели связано с изменением природы, следует её изменить. Картина природы произведёт на человека определённое воздействие, если он находится в надлежащем расположении духа… Это настроение — и есть самое главное.
Мунк, как один из родоначальников экспрессионизма, в своих произведениях стремился преобразить натуру. Он подчинял композицию целям выразительности, за счёт чего она приобретала черты минимализма и акцент на внутреннее состояние автора или героя, отражая его настроение. Эта сосредоточенность и внимание к внутреннему миру человека и, вместе с тем, стремление к использованию локальных образов и сюжетов и стали со временем визитной карточкой всего северного искусства.
Подобными стремлениями к интроверсии руководствовался и крупнейший мастер декоративно-прикладного искусства Норвегии конца XIX — начала XX века Герхард Петер Мюнте.
Международную известность Мюнте принесли в 1890-х гобелены, создаваемые по его акварелям, при написании которых он вдохновлялся норвежским фольклором. Изготавливаемые по его эскизам мебель и посуда стали воплощением идеи обращения к народным формам декора, по сей день составляющим гордость и своеобразный эталон истинно норвежского стиля.
Как и в искусстве Мунка (а вместе с ним — всего скандинавского стиля), отличительными чертами творчества Мюнте стали: минимализм, использование контрастных локальных цветовых пространств, акцент на эмоциональной символистской составляющей предмета и его связи с обладателем.
Центральной фигурой изобразительного и декоративно-прикладного искусства Финляндии в этот период был Аксель Галлен-Каллела. Сегодня его называют творцом национального стиля.
Для эстетики Галлен-Каллелы характерны стилизация под народное творчество и динамичность форм, а не яркие декоративные акценты. Источниками его вдохновения были природа Финляндии, народный эпос (Калевала и Кантелетара) и жизнь простого народа. Изучая формы и материалы в лесах Карелии и вдохновляясь предметами крестьянского быта, он проектировал мебель, создавал эскизы посуды и других предметов интерьера. Даже его собственный дом, внешний вид и обстановка которого были разработаны художником лично, на первый взгляд мало отличался от типичных деревянных крестьянских срубов.
Творчество Галлен-Каллелы часто обозначают как «национальный романтизм», а период, в котором он работал, сегодня называют золотым веком искусства Финляндии.
Его достижения оказали большое влияние на дальнейшее развитие национальной стилистики. В частности, на творчество архитекторов и дизайнеров крупнейшего архитектурного бюро Финляндии начала XX века «Гезеллиус, Линдгрен и Сааринен». Их интерьерные разработки во многом определили сегодняшнюю стилистику скандинавского дизайна.
Датское и шведское искусство начала века, в отличие от Финляндии и Норвегии, было больше ориентировано на искусство Франции и Голландии — стран, под влиянием которых они находились. Однако и там постепенно формировались новые эстетические ориентиры национального интерьера.
Среди родоначальников новой шведской эстетики начала века можно назвать художника и скульптора Андерса Цорна, а также семейную пару художников Карла Улофа Ларссон и Карин Ларссон. Примечательный факт, что творчество Карла Улофа Ларссона во многом определяет типичный облик того, что мы сейчас называем скандинавским дизайном в интерьере.
Более того, книга интерьерных акварелей «Дом под солнцем», выпущенная Ларссоном в 1909 году, до сих пор считается одним из главных источников вдохновения творцов крупнейшего массового производства предметов скандинавского дизайна — компании IKEA. Это особенно видно по каталогам и залам магазина: именно в книге Ларссона интерьер впервые был показан в виде жилых комнат, наполненных домочадцами, детьми и множеством акцентных деталей, подчёркивающих обжитую обстановку.
Каким же виделся типичный жилой интерьер в скандинавском стиле в начале ХХ века, под влиянием стиля модерн?
Главным изменением по сравнению с идеальным интерьером прошлого – строгим, стремившимся поразить величественностью обстановки за счёт массивной мебели из темного дерева, сочетанием дорогих материалов и насыщенных цветов, стало стремление к более простой, акцентированной на удобстве семьи хозяина жилья, без попыток поразить воображение возможного гостя, жизни. Главным источником вдохновения для северных художников, вне зависимости от страны происхождения, стало крестьянское или сельское жилье.
Такими образом, благодаря скандинавскому дизайну, в городских интерьерах появился тканый текстиль (в виде гобеленов и ковров-дорожек), распространился тренд на минимальное количество максимально функциональной мебели, получило распространение использование некрашеной, либо крашеной самой доступной, натуральной краской древесины, за счёт чего предметы обстановки стали значительно светлее и ярче. Скандинавский интерьер становится отражением новой концепции жизни – более свободной, простой, не стесняющейся своих национальных корней, главной целью которой отныне считается достижение спокойного счастья и уюта.
О том, как скандинавский стиль получил второе дыхание, мы рассказывали в этом материале. А здесь можно почитать о том, что происходит со стилем Nordic сегодня.