Последние десятилетия в дизайне можно назвать северной эпохой. Скандинавский дизайн универсален и очень востребован среди людей разных поколений, наций и культур. Сейчас под этим термином — скандинавский или северный (Nordic) дизайн понимают общие стилистические особенности декоративно-прикладного искусства и предметов интерьера таких стран, как Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия, а по версии некоторых экспертов, ещё и Исландия с Гренландией.
Скандинавский дизайн как единый северный стиль сформировался благодаря двум факторам: во-первых, некоторые страны начали обретать независимость. Во - вторых, произошло становление модерна как художественного направления. О зарождении скандинавского дизайна более подробно можно прочитать здесь.
В то же время само понятие «скандинавский дизайн» появилось лишь в середине столетия. Считается, что в международный оборот оно вошло во время одноимённой выставки в США в 1954–1957 годах. О том, как этот стиль обрёл вторую жизнь, мы писали здесь.
В конце 60-х Nordic уступил место на мировой арене итальянскому авангарду. После этого о скандинавской эстетике за пределами Северной Европы вспомнили лишь 20 лет спустя во время тематической выставки в Германии.
Как видите, на своём пути от локального направления к общемировой философии скандинавский стиль прошёл много непростых этапов.
Точной датой, когда мир вновь вспомнил об искусстве севера как самостоятельном явлении, пожалуй, можно считать 1986 год, когда в Дюссельдорфе прошла выставка «Свет севера». Именно там впервые была представлена скандинавская живопись, до этого практически забытая и неизвестная широкой публике.
Долгие годы до этого момента крупнейшие имена скандинавского искусства (такие как Эдвард Мунк, Андерс Цорн и Аксель Галлен-Каллела) практически ничего не говорили людям за пределами Северной Европы — и мир вновь влюбился в них. Их творчество, яркое и вместе с тем лаконичное, сосредоточенное больше на внутреннем мире человека, чем на окружающем, вызвало повсеместный интерес к северному искусству, эстетике и философии.
Закономерно, что следующим шагом стало то, что мир вновь открыл скандинавский дизайн. Результатом ещё одного «ренессанса» nordic стала и глобальная экспансия крупнейшего современного производителя мебели. Речь идёт об IKEA. В 1980-х годах компания последовательно открыла свои магазины и представительства во Франции, Испании, Бельгии, США, Великобритании и Италии, а к 2019 уже имела 433 магазина в 52 странах по всему миру, включая Австралию, Азию, Латинскую Америку и Африку. Что интересно, большая часть стран неевропейского региона присоединилась к «миру IKEA» уже в XXI веке.
Таким образом, за чуть более чем 100 лет скандинавский стиль из локальной, уходящей корнями к кустарному, народному ремеслу истории, развился в мультикультурное глобальное течение. Он не только изменил взгляд людей со всего мира на устройство быта, но и повлиял на само представление о том, к какой жизни стремится современный человек.
Скандинавский дизайн сейчас
Скандинавский стиль, зародившись из стремления отдельных стран подчеркнуть свою самобытность, век спустя превратился в философию жизни, поддерживаемую и разделяемую множеством людей далеко за границами родного региона. Его философия отражает саму идею удобного жилья: функционального, уютного и ориентированного на внутренние потребности каждого человека.
Повсеместное распространение северного дизайна и стиля жизни показывает, что в последние десятилетия философия гармоничного существования человека, осознанного потребления, использования натуральных локальных материалов и стремления к функциональному минимализму стала близка множеству людей по всему миру — даже на фоне усиления процессов глобализации и индустриализации. О такой жизни мечтают, этой философии пытаются научиться: например, по многочисленным и очень популярным книгам о феномене хюгге.
Наряду с глобальным массовым производством (IKEA и ей подобным) сегодня существует множество брендов, создающих предметы скандинавского интерьера по индивидуальным моделям. Например HAY, Innovation и Muuto из Дании, и даже российская Archpole. Всё большую популярность приобретает и покупка уникальных и малосерийных предметов на различных аукционах, а особенно — в галереях. Ведь скандинавский дизайн уже несколько десятилетий является сложившимся нишевым рынком искусства и коллекционирования.
Можно сказать, что Nordic сегодня — это гармоничное смешение главных стилевых находок первой и второй половины прошлого века, переработанных в соответствии с новыми запросами общества к функциональности, технологичности и экологической безопасности предметов обстановки без потери уникальных эстетических особенностей северного интерьера.
Для непреходящей востребованности скандинавского дизайна, стиля и образа жизни в XXI веке есть бесконечное множество причин — ниже представлены только некоторые из них.