Блог

МОЖНО ЛИ ПРЕДСКАЗАТЬ ЦЕНУ НА ИСКУССТВО

МОЖНО ЛИ ПРЕДСКАЗАТЬ ЦЕНУ НА ИСКУССТВО

— Это Тищенко.

— Что Тищенко?

— Модный художник, Тищенко.


Пожалуй, одна из моих любимых сцен в фильме «О чём говорят мужчины» — когда герои после долгих разговоров о современном искусстве купили в подарок своему знакомому картину, с лёгкостью убедив своих спутников в том, что она стоит четыре тысячи долларов. Хотя купили они её за двести.


И всё же, как формируется цена на предметы искусства? Кто устанавливает эти правила и почему один художник продаётся за миллионы долларов, а второй проживает всю жизнь в бедности и безвестности? И главное, как предсказать, какой предмет искусства через пару лет будет стоить десятки тысяч долларов, а какой так и останется обычной поделкой от ноунейма?


aaina-sharma-unsplash.jpg

Photo by Aaina Sharma on Unsplash


Этот вопрос волнует меня уже очень давно, ещё в своей первой дипломной работе я пыталась раскрыть секрет ценности абстрактного искусства. И вот недавно я наткнулась на эту статью, в которой автор очень подробно рассказал о модели Альберта-Ласло Барабаши, благодаря которой стало возможным предсказать появление потенциальных «звёздных» художников, чьи картины будут только расти в цене. С графиками и формулами. Я же решила зайти чуть дальше и, наложив эти знания на свои исследования, помочь тем, кто покупает предметы искусства ответить на главный вопрос: а кого покупать, чтобы не прогадать?


Кто решает, сколько стоит произведение

Альберт-Ласло Барабаши в своей книге «Формула. Универсальные законы успеха» пишет о том, что никто не может сам назначить цену какому-либо шедевру или определить, сколько может стоить предмет искусства, просто посмотрев на него. Чтобы понять, как формируется цена, необходимо очень пристально рассмотреть путь, который проходит картина: изучить кураторов, историков искусств, дилеров, аукционы, галереи, агентов и коллекционеров. Только увидев общую картину, можно понять, что станет желанным шедевром, а что останется посредственностью.


Photo_by_Aaina_Sharma.jpg

Photo by Jessica Pamp on Unsplash


Барабаши, физик по образованию, очень сильный специалист по сетям — ни много ни мало директор Центра сложных сетевых исследований Северо-Восточного университета. Но даже для такого специалиста упорядочить понятие успеха в искусстве оказалось непростой задачей, ведь успех в этой сфере измеряется многими непостоянными параметрами, например, реакцией общества на достижения.


В случае того же спорта успех можно измерить результатом. Как отличить успешного гонщика «Формулы-1» от новичка? Просто сравнить количество их побед. Но с искусством такой трюк не пройдёт — ведь красота субъективна. И здесь Барабаши помогли его знания сетей и больших данных. Он получил доступ к массиву информации о выставках в 14 000 галерей и 8 000 музеев на протяжении больше, чем 35 лет. В этом объёме данных была информация о почти трёх миллионах произведений искусства, которые ушли с молотка в этот период. Неплохое поле для систематизации знаний, не правда ли?


Сети, повсюду сети

Итак, проведя анализ такого большого массива данных, Барабаши сделал практически невероятное — смог построить модель, по которой стало возможным предсказать дальнейшую карьеру художника лишь на основании его первых пяти выставок. Несмотря на то что в искусстве успех определяется не результатом, а совокупностью многих факторов, на этом рынке есть свои закономерности.


Художники становятся престижными, когда сотрудничают с определёнными галереями. И наоборот — галереям выгодно работать с востребованными художниками. В результате получается симбиоз, который и лежит в основе успеха. Барабаши выявил скрытые связи, которые определяют движение художников по галереям. Проще говоря, если художник выставлял свои картины в галерее А и в галерее Б, значит, между А и Б есть связь.


dannie-jing-3GZlhROZIQg-unsplash.jpg

Photo by Dannie Jing on Unsplash


И это очень логично — ведь мир искусств весьма закрыт, все друг друга знают. А значит, кураторы выставок доверяют друг другу. Если художник выставляется в галерее, которой куратор доверяет, он с большей вероятностью возьмёт его работу в свою выставку. В результате таких исследований Барабаши создал карту передвижений произведений искусств по всему миру. На ней есть несколько крупных «узлов» — музеев и галерей, которые связаны с огромным количеством других организаций: например, Нью-Йоркский музей современного искусства, музей Гуггенхайма, Галерея Гагосяна и другие.


По сути, обладая списком таких «узлов», уже можно предсказывать путь художника. И такой путеводитель по ключевым точкам есть — найти его можно, подписавшись на Instagram галереи Van Verden и отправив в директ сообщение «ТОП 100». 


art-map.png

Так выглядит мировая сеть площадок из работы Барабаши



Если работа художника выставлялась хотя бы в одном из этих «узлов», можно считать, что художник вытянул счастливый билет — он с равным успехом будет выставляться и в остальных крупных центрах. Что, в свою очередь, предопределяет рост стоимости его работ. По сути, участие в выставках на таких площадках гарантирует дальнейший успех, это аксиома.


Однако, большинство музеев и галерей остаются вне этих узлов — на периферии. Да, они также связаны друг с другом, но они похожи на острова. Выставляясь на одной такой площадке, художник без труда получает доступ в другие «островные» галереи, но вряд ли попадёт в высшую лигу на «материк».


Первый вывод, который можно сделать — успех художника обусловлен географией. Выставляя свои работы, живя в Париже, Нью-Йорке или Лондоне, легче прийти к успеху. Но этот вывод ошибочен — ведь даже если работы художника выставляют на площадке через дорогу от музея Гуггенхайма, в этот большой «узел» ему всё ещё трудно попасть. Ведь эта площадка не входит в сеть, связанную с музеем Гуггенхайма.


Мы помним, что мир искусства — это симбиоз. Галереи получают престиж, выставляя востребованных художников, которые становятся таковыми, выставляя свои работы в этих галереях. Непростая петля, потому что ценность произведений искусства в итоге создаётся сетями. Но благодаря модели Барабаши можно с уверенностью предсказать, что художники, которые начинают свою карьеру в периферийных галереях, вряд ли «выстрелят», а их путь ко всеобщему признанию будет крайне тернистым и нестабильным. Именно благодаря тому, что успех в искусстве не измеряется результатом, мы можем легко делать такие прогнозы — ориентируясь на сеть, которая и определяет ценность произведения искусства.


В исследовании Барабаши лишь 227 художников из полумиллиона смогли добиться успеха, начав на периферии. Но каждый из них всё равно рано или поздно пробился в «узел». И даже в их карьерном пути Барабаши нашёл закономерности: эти художники прославились достаточно быстро. И всё это благодаря тому, что они постоянно искали новые локации для выставок — меняли галереи, кураторов, рано или поздно выходя на те площадки, которые становились неким перевалочным пунктом на пути к крупным центрам. Банально, но к успеху этих 227 счастливчиков привели их амбиции и постоянный поиск новых мест для выставок.


formula.png

Формула расчёта репутации художника


Теперь можно покупать тех, кто точно будет расти в цене

Это правда — благодаря модели Барабаши у нас есть алгоритм и определённые паттерны, по которым можно предсказать ближайший карьерный путь любого художника, зная лишь первые пять мест, в которых он показывал свои картины. Но для этого придётся потратить немало времени на пристальное изучение пути художника.


Опираться нужно на несколько фактов:


  • Знание сети. Модель Барабаши отлично подсвечивает те организации, на которые точно стоит обратить внимание — ведь появление в одной галерее из высшей лиги буквально гарантирует художнику доступ в остальные из этой сети — как следствие, его работы будут дорожать.

  • Принадлежность к «узлам». Если работы регулярно выставляются на периферии, успеха художника можно ждать очень долго.

  • Успех определяют сети. Субъективность искусства создала интересную ситуацию, в которой невозможно обосновать цену произведения, а значит на первый план выходит оценка сетей. 



Автор статьи: Карина Борисёнок, куратор галереи Van Verden